Наблюдение как метод


Уважаемый читатель! Находящийся на этой странице нашего проекта вы сможете отыскать большой сборник статей на тему «Лекции по педагогике». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал разделен на части подобно стандартной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

ставляет то, что в учебных целях создано для изображения предметов и явлений окружающего мира средствами искусства (живописи, графики, скульптуры) и техники. Третью группу представляют всевозможные технические и электронные средства.

Есть изобразительные пособия образные (макеты, муляжи, модели, картины) и символические (географические и исторические планы и карты, где цвет тоже представляет символ, схемы, диаграммы). Они бывают или статическими, или динамическими. Об этом мы напоминаем потому, что методика их использования и методы учебной работы специфичны. К рассмотрению последних мы и перейдем.

К наглядным методам относят иллюстрации, демонстрации и наблюдения.

Иллюстрация — это метод показа учащимся статистических натуральный, а также образнык и символических иллюстративных пособий: рисунков, картин, муляжей, схем, карт, зарисовок, портретов, плакатов и т.д.

Иллюстрация предполагает организацию познавательной деятельности учащихся на информационном материале показываемого предмета (пособия, объекта) . Иллюстрация применяется в совокупности с беседой, рассказом. Притом учитель не нагромождает одно пособие на другое («Лишь бы побольше!»), а показывает последовательно. Предлагая картину, муляж, карту и т. п., он управляет восприятием учащихся: сосредоточивает их внимание на том, что составляет предмет их внимания, переводит их взгляд с одной детали на другую, раскрывает символический смысл обозначений на карте, схеме. Иначе говоря, учитель «выжимает» из наглядного пособия в систематизированном виде информацию, необходимую учащимся для усвоения и организует восприятие наглядного материала для последующего анализа и обобщений.

Метод демонстраций тоже используется вместе с рассказом и беседой. Это — показ сложнык явлений, производственный процессов в целостном виде, показ действующих аппаратов, приборов, машин для того, чтобы рассмотреть и проанализировать определенные явления и процессы. Можно неоднократно словесно рассказывать, например, о работе и механизме взаимодействия частей и деталей двигателя внутреннего сгорания. Но большинству учащихся вопрос не прояснится. А если рассказ дополнить демонстрацией подвижной модели двигателя, то тот же материал учащиеся и поймут, и запомнят. Роль учителя при демонстрации пособия состоит в том, чтобы расчленить слож-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше