Общее отношение факта к фантастике


Уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице нашего сайта вы по достоинству можете оценить широкий сборник статей на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал разделен на части как, например, сделано у стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

определение дал И.Анненский в речи, прочитанной на годичном акте гимназии Гуревича 15 сентября 1890 г.: «Что такое фантастическое?

17

Вымышленное, чего не бывает и не может быть» . При всей нарочитой

«наивности» этой формулировки в ней точно схвачено главное отличие

18

фантастики от фантазии (то есть, «продуктивного воображения» ), которая, являясь «ведущей художественной способностью»1, до

известной степени сопровождает, по словам В.Вундта, «все содержание

20

сознания» . Фантастическое при таком понимании оказывается одной из разновидностей художественного вымысла, связанной с изображением принципиально невозможного в реальной действительности. Поэтому «критерий фантастического - объективная действительность, которая позволяет определить принадлежность данного явления либо к реальному миру, либо к фантазии человека. В строгом смысле фантастическое невозможно в объективном мире, но вполне допустимо в искусстве»2.

Однако здесь возникает опять же «наивный» вопрос» а что, собственно, мы понимаем под «реальной действительностью»? Что можно однозначно отнести к области реальных фактов, исторических событий, а что - к миру фантастических образов? Ведь, по словам современного философа, «в своей фундаментальной сути событие есть великая тайна,

неподвластная человеческому уму в не меньшей степени, чем тайна истока

22

Мира или сущности Бога и человека» . И поэтому, как ни удивительно, но «можно показать сходство многих исторических событий со

23

структурами волшебной сказки» . Б.А.Успенский, опираясь на идеи

24

П.А.Флоренского, вообще допускает «аналогию между восприятием сна» и реальностью исторических событий, подчеркивая, что «исторический

 Гегель Г.Ф. Эстетика. Т. I. М.,1968, с.292.

 Захаров В. Условность и фантастика //Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1986, с,49.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше