Конфликт человека и машины


Приветствуем Вас на нашем сайте! На текущей странице нашего сайта вы увидите цикл статей под общим заголовком «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь материал удобно разделен на разделы как, например, сделано у стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

сказке, путь Артема носит фантастический «мгновенный» характер (опятьтаки буквально: подхватило вихрем, понесло...), а «чужой мир», представший поначалу перед Артемом в облике «серебряного сумеречного сада», очень скоро раскрывает свою подлинную—мертвую природу: «Море зелени, удивительно однотонной зелени, ни пятнышка хоть немного другого оттенка. Словно весь этот лес поливали с вертолета ядовито-изумрудным купоросом» (25). Мотив космического путешествия, образы дома, сада, леса, играющие в повести весьма важную роль,— все это обнаруживает, при внимательном рассмотрении, глубинную фольклорно-сказочную структуру.

Сказочный план повести естественно переходит в научнофантастический. «Чужой мир», похожий на сказочное мертвое царство Кощея Бессмертного,— место обитания могущественной, но одряхлевшей, потерявшей искру жизни цивилизации. «Мы очень берегли себя,— рассказывает Юп Артему.— Слишком берегли. И чтобы лучше беречь каждого человека, мы до предела ограничили рождаемость. Прошли десятки лет, сотни, и на нашей планете остались одни старики. Мы перестали летать в космос, спускаться в глубины океана и в кратеры вулканов. Мы очень боялись за себя! Но один за другим гибли наши товарищи, гибли из-за нелепых, непредугадываемых случайностей. И тогда мы сделали последнюю ошибку: вместо того, чтобы попытаться родить новое поколение — может быть, это нам бы и удалось, потому что наша медицина стояла, да и сейчас стоит на недосягаемом уровне — мы решили восполнить недостаток людей путем создания подобных себе биороботов» (59). В рассказе Юпа возникает картина отхода от жизни целого человечества, постепенного вытеснения человека биороботами, эмоций—логикой, естественного—искусственным. Цивилизация Юпа— это цивилизация разумных, но мертвых (как Кощей Бессмертный) машин.

Поэтому конфликт повести в его научно-фантастическом измерении—это конфликт человека и машины. О. Ларионова мастерски совмещает сказочные и научно-фантастические значения. Мир разумных,


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше