Научно-фантастическое «чудо»


Уважаемый читатель! На этой странице вы сможете отыскать большой сборник материалов на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал разделен на части подобно стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

поначалу предстает. Но, повторим, сам Артем об этом не знает, вот и тоскует он, сам не зная о чем.

Представим теперь, что речь идет не о фантастической, а о бытовой повести. Что будет с героем дальше? Опыт современной психологической прозы убеждает, что существование Артема в виде «бытового человека» при всей тоскливости этого существования необычайно прочно. Ведь быт обладает одним непременным качеством — он инерционен, что позволяет ему постоянно воспроизводить самое себя. Инерция быта тащила бы за собой героя, и победить ее Артему было бы крайне сложно, ибо, чтобы победить, надо бороться, а у Артема в начале действия просто нет стимулов для борьбы, кроме смутного ощущения, что ему «худо». Словом, в бытовой повести судьба Артема составила бы, вероятней всего, еще один современный вариант известной еще со времен И. А. Гончарова «обыкновенной истории».

Но перед нами—сказка. Психологически-бытовое наполнение сказочной ситуации «недостачи» почти уничтожило, казалось бы, ее сказочный смысл, но именно в этот момент торжества бытового здравого смысла следует неожиданный, резкий, как удар, сказочный поворот судьбы героя, которая становится фантастической. «Далее шел кошмар, удесятеренный своей бесконечностью. Артема переворачивало, мягко швыряло из стороны в сторону..., и он продолжал плыть, падать, парить и самым мучительным было именно это отсутствие хоть какой-нибудь твердой точки, за которую можно было бы зацепиться» (12—13). Пластически изображенный момент перехода в «чужой» мир обозначает начало нового и важного этапа внутренней эволюции героя. Первые впечатления Артема, очнувшегося в своей квартире, ставшей, при всей ее будничной привычности зловеще-незнакомой, вопреки всякой логике находящейся не на девятом этаже, а в каком-то туманном саду, носят шоковый характер. Шок от встречи с чудом разрушает инерцию бытового существования, броня быта, скрывающая подлинную душу героя, покрывается первыми трещинами. Такой же шок испытывает Артем и от


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше