Внутренняя кризисность научно-фантастической ситуации


Приветствуем Вас на нашем сайте! На этой странице вы сможете отыскать широкий сборник интересных статей на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на разделы подобно обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

встречи с Дениз, непонятным пока герою образом оказавшейся в его квартире. Артем поначалу пытается воспринимать невероятное как сон или как смешную, гротескно-нелепую, водевильную ситуацию («красавица из Парижа» в квартире «молодого специалиста»), но все это лишь слабые попытки бытового сознания героя защититься от сказки. «Сказке,—замечает известный фольклорист М. Люти,—знаком шок

198

красоты» . Дениз, увиденная глазами Артема, красива как в сказке. И шок, который испытывает, глядя на нее, Артем, вызван не только «невозможностью» событий, это именно сказочный «шок красоты», знаменующий встречу Ивана-царевича и Елены Прекрасной.

Таким образом, научно-фантастическое «чудо» переключает героя и в психологическом, и в сказочном смыслах из бытового плана в план иной: не быт, а бытие раскрывается перед Артемом и Дениз. События, в которые оказался вовлечен Артем, предельно интимны (история любви) и предельно глобальны (от любви героев зависят судьбы миров). Ситуация оказывается принципиально многозначной, и важно подчеркнуть два момента. С одной стороны, на Земле, в реально-бытовом измерении Артем никогда бы не встретился с Дениз и поэтому он, казалось бы, должен благодарить всемогущих, как боги, пришельцев, подаривших ему сказку. Но, с другой стороны, эти пришельцы во всем своем техническом совершенстве беспомощны, Артем и Дениз для них — подопытные кролики, которые должны вернуть пришельцам настоящие силы, открыв им тайну любви—тайну жизни. И Артем проклинает пришельцев, сделавших его любовь объектом холодного научного анализа. Не случайно Артем называет того единственного из инопланетян, кто общается с ним, Юпом, потому что «Юп—это верховное божество у древних римлян» (42), а Дениз позднее добавляет: «Юп—имя для прислуги, а не для хозяина, разве нет?» (52). Хозяин и слуга, бог и дьявол, сказочный «добрый


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше