Внутренняя кризисность научно-фантастической ситуации продолжение


Уважаемый посетитель! На данной странице нашего проекта вы найдете широкий сборник материалов под общим заголовком «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь материал аккуратно разделен на части как, например, сделано у стандартной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

помощник» и злой колдун,—эти антиномические характеристики пришельцев обнаруживают внутреннюю кризисность научно-фантастической ситуации, которая по мере развития действия усиливается. Любовь Артема, зарождение и развитие которой показывается в повести психологически укрупненно, постепенно размывает первоначальную «дурацкую маску» героя, Артем меняется, его личность, как и его любовь, укрупняется, и, наконец, наступает момент, когда весь этот подспудный, внутренний процесс, открытый читателю, но не герою (ибо он проходит поначалу бессознательно, безотчетно), открывается и самому герою. Артем стал иным, чем был в начале, точнее, он стал тем подлинным Артемом, который скрывался за маской «бытового человека» и заставлял этого «бытового человека» чувствовать, что ему, несмотря на все благополучие, «худо». И этому, подлинному, Артему в его внутренних монологах открывается новое сознание. Он обращается к Дениз, но говорит не вслух, а про себя, ибо слова, сказанные вслух, меняют свое значение. Эти слова Артем знал и раньше, но теперь они означают не знание, а состояние души: «Знаешь ли ты, Дениз, что день вместе—это два дня? Мы чураемся прописных истин, мы высокомерно, по-щенячьи презираем цитаты классиков, вбитые в наши головы на ненавистных уроках литературы. За эти цитаты заплачено сполна, чеки—«четверки» и «пятерки» в сданных на макулатуру дневниках, и мы квиты, мы вправе вышвыривать из своих голов все ясное и элементарное, не сдобренное мускусным душком парадоксальности. Попробуй сейчас сказать за столом, где сидит трепливое инженерье, что умирать надо агитационно. Или что самое дорогое у человека— это жизнь. Засмеют!

А ведь это так, Дениз, и самое дорогое у человека—это действительно жизнь. Только вот в чем подкачал классик: она дается не один раз. Потому что если любишь — проживаешь две жизни: за себя и за того, другого» (67).

Но чем ярче разгорается любовь Артема, чем полнее выявляется его подлинная личность, тем сильнее нарастает ощущение кризисности.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше