Установка на вымысел основной признак сказки как жанра и научной фантастики


Приветствуем, уважаемый посетитель! На этой странице вы сможете отыскать широкий сборник материалов на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на части подобно бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

опыт - это не только реальные знания, которые постепенно откладываются (накапливаются) во времени, по ходу событий, в поступательном движении истории, а те причинно-следственные связи, которые усматриваются с синхронной (актуальной для данного момента) точки зрения. (...) Таким образом, прошлое переосмысляется с точки зрения меняющегося настоящего. История в этом смысле - это игра настоящего и прошлого»1. Постоянная игра настоящего и прошлого, осуществляемая самой «реальностью», предопределяет историческую относительность фантастического2. В современной культуре «общее отношение факта к фантастике», по справедливому замечанию Е.Тамарченко, «строится неоднозначно: как неснимаемая проблема без окончательных готовых

27

решений» .

Однако искусство, обращаясь к миру фантастики, вынуждено как-то решать и снимать эту нерешаемую,но и неснимаемую проблему. И здесь в принципе врзможны два пути. Первый, более характерный для жанровообусловленной фантастики, связан с заключением своеобразного договора, второй же предполагает не снятие проблемы путем «договора», а,

напротив, подчеркнутую актуализацию двусмысленности

28

противопоставления «факта» и «фантастики» .

В первом случае ответ на вопрос, «что является фантастическим, а что нет, зависит от общих культурных представлений общества в

29

конкретный исторический момент» . При этом существенно подчеркнуть, что эти представления, как правило, манифестируются в самом художественном тексте (в фантастике XIX в. иная норма «возможного» и,соответственно, «невозможного», нежели в романах братьев Стругацких,С.Лема, А.Кларка, К.Саймака. Думается, именно этот аспект проблемы подчеркивает дефиниция Ю.М.Лотмана: «Деформацию,

 Там же, с.14-15.

 Есть основания полагать, что сфера фантастики в ходе истории неуклонно расширяется, и в то же время фантастический образ всегда остается таковым. См. подробнее: Неёлов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л., 1986, с.32-36.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше