С. Лем - столкновение «машинного» и «человеческого»


Приветствуем Вас на нашем сайте! На текущей странице нашего сайта вы увидите большое собрание статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал аккуратно разделен на части подобно бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Ничего сделать нельзя потому, что даже захоти Артем научить пришельцев человеческим чувствам, все равно ничего бы не получилось. Ведь, по словам философа, машина «предопределена в своем поведении, в своем функционировании. Как таковая она характеризуется прочнонеизменными свойствами, т. е. она инертна. Основной прицип бытия и функционирования машины заключается в инертности, в инерции1. Поэтому овладеть миром человеческих эмоций, «научиться любви» машина не может — для этого ей надо перестать быть машиной, то есть— уничтожить себя2. Скорее бы пришельцы научились «бытовому сознанию» Артема, которое, как уже говорилось, тоже строится на принципе инертности. Но Артем уже преодолел силу инерции. Словом, цивилизация Юпа (машинный мир) требует от Артема и Дениз (человеческого мира) как раз то, что отличает человека от машины. Мертвый мир хочет научиться жизни, но ведь «человек всегда сам и только сам может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни... Никто за него это сделать не может, как не может самый искушенный учитель понять за своего ученика объясняемый материал»3.

Желание пришельцев «научиться любить» не только жестоко и безнравственно, но и смертоносно. И первым это чувствует Артем: «Я люблю тебя, Дениз, я люблю тебя больше света белого, больше солнца красного. Я люблю тебя, но если бы у меня сейчас была граната, которой можно было бы взорвать к чертям собачьим весь этот мир, эту планету,—

 Какабадзе 3. M. Проблема человеческого бытия. Тбилиси, 1985. С. 262.

 Это столкновение «машинного» и «человеческого» подробно разработано в научной фантастике С. Лема, особенно впечатляюще в романе «Солярис». И показательно, что Хари-биоробот, «муляж», созданный фантастическим Океаном, осознав себя человеком, совершает самоубийство. «На немногих страницах с убеждающей силой показано, как машина «очеловечивается»; вот это умная любящая женщина, желающая добра герою, страдающая от трагического разрыва между машинным телом и человеческой душой. (... ) Трагедия Хари—это трагедия мыслящей машины, исполняющей роль человека. И поэтому самоубийство Хари-машины у Лема не менее трагично, нежели самоубийство Хари-человека». (Бирюков Б. В., Гутчин И. Б. Машина и творчество. Результаты, проблемы, перспективы.— М-, 1982.—С. 17). Трагедия машины, осознавшей инертность как принцип своего существования и восставшей против него, исследуется С. Лемом в повести «Маска» (см. об этом: Бак Д. П. Самосознание персонажа и особенности авторской позиции в «Маске» С. Лема//Целостность литературного произведения как проблема исторической поэтики.—Кемерово, 1986.—С. 153—162.

 Василюк Ф. Е. Психология переживания. С. 11.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше