Пелевин в. Синий фонарь


Уважаемый читатель! На текущей странице нашего проекта вы увидите цикл интересных статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь представленный материал удобно разделен на страницы как, например, сделано у стандартной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

«заведомой развлекаловкой», вынуждены, говоря о Пелевине, проявлять завидную изобретательность, чтобы избежать точного жанрового определения. «Пелевин уходит из фантастики как жанра в фантастику как литературный приём», - говорит один1. «Проза Пелевина - это вещие сны, сны ясновидца», - добавляет другой2. «.Пелевин прежде всего и по преимуществу придумщик, фантазёр (а не фантаст!), сюжетчик, - может быть, лучший у нас на сегодняшний день», - уточняет третий3.

На мой взгляд, определение «придумщик, фантазёр, сюжетчик», есть определение именно фантаста (если не понимать под фантастикой только фантастику «ближнего прицела» 40-50-х годов, как, вероятно, думают некоторые критики), а схоластические попытки строго разделить фантастику как жанр и фантастику как литературный приём весьма напоминают попытки, разрезав яблоко, гадать, какая из его половинок яблоко, а какая - уже апельсин. (В самом деле, где точная граница между «жанром» и «приёмом» в романах Уэллса, братьев Стругацких, в фантастической эпопее Толкиена, а за пределами жанрово-обусловленных форм фантастики в русской литературе - в «Пиковой даме» Пушкина или, скажем, в «Жар-цвете» Амфитеатрова? Приём ведь всегда оказывает жанрообразующее действие). В пелевинском творчестве безусловно заметно влияние пробивающейся сквозь хаотическое брожение современной фантастики предшествующей фольклорной (и литературной) традиции. Думается, что в современных условиях методологически плодотворно, а с интертекстуальной точки зрения - просто необходимо отмечать в очевидном «новом» не всегда очевидное «старое», позволяющее в хаосе видеть если не порядок, то попытку его рождения (возрождения). По отношению к В.Пелевину это тем более интересно, что он имеет, по первому впечатлению, репутацию «нового»

 Некрасов Е. Виктор Пелевин. Синий фонарь (рецензия) // Октябрь. 1993. №5. С. 185.

 Генис А. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы // Знамя. 1995. №12. С. 210.

 Чупринин С. Сбывшееся небывшее // Знамя. 1993. №9. С. 182.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше