Воскресения человека в животном облике


Уважаемый читатель! На данной странице нашего проекта вы найдете обширный цикл интересных статей на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал удобно разделен на разделы как, например, сделано у бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

(экспериментатора, постмодерниста, «турбореалиста», «психоделиста» и так далее).

Вот, к примеру, один из лучших рассказов В.Пелевина «Проблема верволка в Средней полосе».

История турпохода, затеянного в одиночку студентом Сашей Лапиным, завершается превращением его в волка, точнее, в оборотня, существующего и в зоо- и в антропоморфной ипостасях. При всей возможной «психоделической» новизне эта фантастическая история подчёркнуто узнаваема, ибо вписывается в ряд хорошо известных литературных и фольклорных контекстов. Самый общий и широкий из них образует традиция, которая берёт своё начало, вероятно, ещё в «Золотом осле» Апулея и насчитывает в мировой литературе огромное число различного рода вариаций на тему превращения человека в животное. У Апулея, как подчёркивает М.Бахтин, «древнейшее фольклорное ядро метаморфозы Люция - это смерть, схождение в преисподнюю и воскресение»213 .

Этот древнейший, хотя и смещённый, переосмысленный автором парадигматический ряд «смерть - преисподняя - воскресение» легко обнаруживается в рассказе В.Пелевина и составляет один из планов его содержания. Не случайно в начале действия и мир природы («... начинался жидкий лес, какой-то нездоровый, как потомство алкоголика»1), и мир человека (убогая просёлочная дорога, заброшенные деревни, хлопающая на ветру нелепая «клубная афиша с выведенным зеленой гуашью названием французского авангардного фильма» в пустом поселке215 ) в равной степени отмечены печатью неподлинности, ущербности, вымороченности. Показательно, что в Конькове, отправной точке сашиных странствий, людей вроде бы и не видно, зато бросаются в глаза гипсовые

 Пелевин В. Синий фонарь. С. 47.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше