Место «мифопоэтического» подхода к литературному произведению среди других толкований текста


Приветствуем Вас на нашем сайте! Находящийся на этой странице нашего сайта вы сможете найти большой сборник статей на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал разделен на части как, например, сделано у бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

отпугивают угрозами, стуком, криком, свистом» . Собственно, все это и проделывают с Сашей немногочисленные встречающиеся ему люди в начале действия, еще до того, как и герой, и читатели узнают о том, что Саша стал ликантропом. Следовательно, они с самого начала видят в Саше оборотня, и это «с самого начала» создает новую смысловую перспективу. Таким образом, в мире В.Пелевина быть оборотнем - и хорошо, и плохо, и, можно полагать, в этом уходе от однозначности, присущей фольклорной быличке, и заключается один из моментов нового авторского толкования старой традиции.

Еще более узкие контексты - литературно-сатирические и литературно- фантастические. Это, конечно, М.Е Салтыков-Щедрин, причем, не только по некоему общему читательскому ощущению, но и опять же по целому ряду деталей. Таково, например, рассуждение Саши о том, что «стучаться к какой-нибудь бабке не хотелось, да и было бесполезно, потому что пускающие переночевать бабки живут обычно в тех местах, где соловьи-разбойники и кащеи, а здесь был совхоз «Мичуринский» - понятие, если вдуматься, не менее волшебное, но волшебное по-другому, без всякой надежды на ночлег в незнакомом

доме»220 . Это рассуждение прямо отсылает читателя к сатирической поэтике Салтыкова-Щедрина, в которой слово «волшебный» применительно к сфере официальной реальности является одним из

ключевых, ибо все волшебство, по Салтыкову-Щедрину, происходит «от начальства»221 .

Самый ближний контекст пелевинского рассказа - контекст отечественной фантастики ХХ века. Первая половина рассказа построена по жанровым канонам фольклорной волшебной сказки, вторая - по законам былички.1 И первая часть (особенно начало) представляет собой


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше