Проблема соотношения «факта» и «фантастики»


Уважаемый читатель! Вы находитесь на странице нашего портала вы увидите большой сборник статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь представленный материал разделен на разделы как, например, сделано у бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

вызванную условностью и, следовательно, присущую всякому тексту, следует отличать от деформации как следствия фантастики. (. ) Фантастика реализуется в тексте как нарушение принятой в нем нормыйй условности»1. Ясно, что прежде, чем нарушать принятую в тексте норму условности, ее нужно создать. В общелитературной фантастике и создание нормы условности, и мера ее нарушения (например, в «Пиковой даме») определяется творческой индивидуальностью писателя (который при этом, естественно, учитывает представления эпохи), в жанрово-обусловленной задается самой жанровой традицией. Поэтому установка на вымысел «первичный,основной признак сказки как жанра»2, и научной фантастики - тоже.

В фольклорной волшебной сказке был вполне отработан и сам механизм создания фантастического. Он связан с резким противопоставлением точек зрения героев и слушателей асказки на возможность-невозможность фантастического мира. Мир сказки может быть назван чудесным только с точки зрения слушателя, с точки зрения героя, как уже давно замечено в фольклористике, «элемент чудесного в сказке составляет обычное, никого не удивляющее явление»3. Современный исследователь подчеркивает,что мир «при взгляде на него

33

«изнутри» (как бы глазами героя) оказывается совершенно нечудесным» .

Таким образом, точки зрения героев сказки («изнутри») работает на создание иллюзии достоверности (и эта иллюзия усиливается в научной фантастике), а точка зрения слушателей-читателей («снаружи») исходит из установки на вымысел. В этом смысле иллюзия достоверности и вся в целом точка зрения «изнутри» как бы компенсирует отсутствие буквальной веры слушателей в изображаемые события.

Словом, слушатель сказки не верит в реальную возможность изображаемых событий, и его опыт укрепляет его в этой позиции,а герой

 Лотман Ю.М. Заметки о структуре художественного текста // Труды по знаковым системам. Т.У. Тарту, 1971, с.286-287.

 Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М.,1963, с.24.

 Бахтин Н.Н. К вопросу о происхождении сказки //педагогическая мысль, 1918, № 3-4, с.63.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше