Интертекстуальный анализ


Уважаемый посетитель! На этой странице нашего портала вы по достоинству можете оценить широкий сборник статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь представленный материал аккуратно разделен на разделы как, например, сделано у стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

зеркально перевернутое начало повести-сказки Стругацких «Понедельник начинается в субботу», где герой (тоже Саша) путешествует, как и пелевинский персонаж, только он едет навстречу добрым чудесам и подбирает попутчиков (а у В. Пелевина Саша одиноко бредет пешком, и никто его не хочет взять с собой). К Стругацким отсылают и приметы их стиля, заметные в тексте. С поэтикой фантастики связана также разработка самой метаморфозы героя. Если «большая часть превращений в мифе совершается молниеносно и визуально неуловимо»223 , то у В.Пелевина это превращение Саши в волка вырастает в подробную и пластичную сцену, выдержанную в форме научной фантастики.

И, конечно, рассказ В Пелевина воспринимается сегодняшним читателем на фоне «Собачьего сердца» М.Булгакова, особенно если учитывать «мифологическую эквивалентность собаки и волка»1. У В.Пелевина, как мы уже отмечали, быть оборотнем, волком - и хорошо, и плохо. Эта амбивалентность становится понятной, если вспомнить некую двусмысленность противопоставления хорошего пса Шарика (и его плохой жизни) и плохого человека Шарикова (и его, если можно так сказать, нагло-благополучного, с завидными перспективами на быструю карьеру, существования). Ведь если победит «бывший пес» Шариков (а в булгаковской повести профессор Преображенский - это досоветский человек, Швондер - советский: это, так сказать, сатирически изображенный Павел Корчагин, а Шариков - это уже постсоветский тип,

подоспевший как раз ко времени действия пелевинского рассказа225 ), то тогда становятся ясными слова старого волка у В.Пелевина: «.только

 Смирнов И.П. Место «мифопоэтического» подхода к литературному произведению среди других толкований текста // Миф - фольклор - литература. С.201.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше