Заключение продолжение


Приветствуем Вас на нашем сайте! На текущей странице нашего проекта вы по достоинству можете оценить цикл материалов по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал аккуратно разделен на части как, например, сделано у обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Характерная особенность фольклорного интертекста, как в этом убеждает конкретный анализ фантастических произведений, заключается в том, что он органически включается в другие, уже собственно литературные контексты. Фольклорный интертекст как бы пропитывает собой различные литературные интертекстуальные континиумы, которые, пересекаясь, образуют многомерное семантическое поле. В этом поле и существует конкретное произведение.

При этом, как справедливо замечает П.Е.Бухаркин, «становясь перекличкой отдельных овеществлённых в текстах человеческих сознаний, диалогом двух (или нескольких) индивидуумов, в то время как ранее они были способом приобщения единичного (отдельного произведения) к общему (словесной культуре в целом), интертекстуальные связи всё-таки не теряют полностью своей прежней функции - соединения текста с надындивидуальными началами культуры. Подключая к семантическому полю произведения сочинения других авторов, они свидетельствуют о том, что выраженный в цитирующем тексте магистральный художественный смысл присущ не только одному тексту, но и культурному сознанию в его надындивидуальном уровне: присущее нескольким индивидуумам склонно осознаваться как присущее всем, как всеобщее1.

Эта, общая для всего словесного искусства нового и новейшего времени, закономерность в фантастике претерпевает усиление, ибо, как мы старались показать, фантастика изначально, по самой своей природе, интертекстуальна. Базовый характер фольклорного интертекста в фантастических мирах, создаваемых писателями-фантастами (и сказочниками), о котором мы говорили, усиливается именно имманентной интертекстуальностью фантастического образа.

Роль фольклорного интертекста в жанрово-обусловленной фантастике столь велика, что позволяет считать научную фантастику,

Бухаркин П.Е. Риторика и смысл. Спб, 2001.С. 101-102.


Читать предыдущие записиК оглавлению