Три разновидности жанрово-обусловленной фантастики


Приветствуем, уважаемый посетитель! На этой странице нашего сайта вы увидите обширный цикл статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал удобно разделен на разделы подобно бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

особый жанр научная фантастика в России оформится только в первой половине ХХ в., и лишь после такого оформления произведения, скажем, В.Одоевского, М.Михайлова, К.Случевского, В.Брюсова будут осознаны как входящие в состав русской научной фантастики. (Говоря об истории русской научной фантастики, нужно, конечно, учитывать и жанрообразующее воздействие творчества Ж.Верна и Г.Уэллса, весьма популярных в России). Жанр, оказывается, может быть старше себя самого: родившись и встав на ноги, он начинает отбрасывать своего рода интертекстуальную тень в прошлое, в котором происходит, так сказать, кристаллизация различных разрозненных текстов в новом жанровом пространстве, которое еще не существовало в эпоху создания таких текстов. На руской почве подобная судьба, вероятно, ожидает третью разновидность жанрово-обусловленной фантастики - фэнтэзи, своеобразную «сказку для взрослых». В отличие от литературной сказки и научной фантастики, имеющих давнюю традицию в нашей литературе, фэнтэзи популярна в западных литературах, где она развивается по меньшей мере уже в течение столетия. В первой половине 90-х гг. огромное количество самых разных переводных произведений в духе фэнтэзи появляется на столе читателя, и вместе с ними в русскую «промежуточную» (между фольклором и классикой) культуру приходит еще одна разновидность массовой литературы, использующей жанровообусловленную фантастику.

Итак, научная фантастика, литературная сказка и отчасти фэнтэзи три разновидности жанрово-обусловленной фантастики38. Эти


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше