Массовая литература и поэтика традиционных жанров


Приветствуем, уважаемый посетитель! На этой странице нашего проекта вы сможете отыскать обширный цикл интересных статей на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал аккуратно разделен на части как, например, сделано у обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

вырабатывая уже собственно литературные способы «параллелизма фантастического и реального», создающие противоположную, более того, абсолютно противопоказанную народной сказке «завуалированную (неявную) фантастику»1. Фантастика Пушкина, Гоголя, Достоевского при всех индивидуальных отличиях «эволюционировала от подчеркнуто условных к завуалированным формам фантастического»2, и на фоне этой эволюции фольклорный принцип сказочной реальности зачастую уже казался устаревшим, наивным, изжитым, преодоленным большой литературой. Однако эстетический потенциал этого принципа не исчез, он сохранился и даже упрочился в жанрово-обусловленных формах литературной фантастики, что и активирует фольклорно-сказочный интертекст.

Фольклорные особенности сказочной реальности и определяет своеобразие фантастического в научной фантастике, литературной сказке, фэнтэзи. А это, в свою очередь, означает активизацию и других аспектов фольклорной волшебно-сказочной поэтики в интересующих нас жанрах. В частности, знаменитая «формула сказки», открытая и обоснованная В.Я.Проппом, приобретает фундаментальное интертекстуальное значение в сюжетике научной фантастики, литературной сказки и фэнтэзи. Это и

47

понятно, ведь «все, что попадает в сказку, подчиняется ее законам» . В огромном, если не подавляющем количестве научно-фантастических и литературно-сказочных произведений бесконечно варьируется (с разной степенью отчетливости) пропповская схема развития сказочного действия. Ей так или иначе подчиняются, скажем, многие научно-фантастические романы Ж.Верна, Г.Уэллса, почти все романы А.Беляева (особенно

48

«Человек-амфибия» ),В.Обручева, А.Толстого, многие произведения А. и

 Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1978, с.59.

 Захаров В. Н. Фантастическое как категория поэтики Достоевского семидесятых годов // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1981, с.53.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше