Фольклорная волшебная сказка


Приветствуем, уважаемый посетитель! На данной странице нашего сайта вы найдете цикл материалов под общим заголовком «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал аккуратно разделен на части подобно бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Б. Стругацких (от «Страны багровых туч» до «Жука в муравейнике»); логика фольклорной «формулы сказки» легко обнаруживается и в повестях-сказках А.Толстого («Золотой ключик»), А.Волкова («Волшебник Изумрудного города»), Э.Успенского («Вниз по волшебной реке»), романах-фэнтэзи Р.Хайнлайна («Дорога славы»), У.Ле Гуин («Волшебник Средиземья»), Д.Р.Толкиена («Властелин колец»).

Собственно, так и должно быть. В.Я.Пропп подчеркивал, что «можно самому создавать новые сюжеты искусственно в неограниченном количестве, причем все эти сюжеты будут отражать основную схему, а сами могут быть непохожими друг на друга»1. (В жанрово-обусловленных формах литературной фантастики так поступать писателя заставляет, конечно, не чтение трудов ученого, а необычайно крепкая и прочная архитекстуальная память жанра). Не случайно, Е.М.Мелетинский замечает, что «после фольклора наиболее проницаемым объектом для семиотики (в том ее понимании, которое восходит к пропповским идеям Е.Н.) оказалась массовая литература и поэтика традиционных жанров»2.

Думается, активизация фольклорно-сказочных принципов поэтики, обусловленных «сказочной реальностью» фантастики, в литературной сказке и фэнтэзи достаточно очевидна в силу единой сказочной природы жанров. Менеее заметно это в научной фантастике, но и поэтика жанра, и анализ конкретных произведений убеждает в том, что у научной фантастики безусловно волшебно-сказочные корни3.

Итак, наличие «сказочной реальности» фольклорного типа объединяет интересующие нас жанры в единую общую систему. А что их разъединяет?

 Пропп В.Я. Морфология сказки, с.101.

 Мелетинский Е. М. К вопросу о применении структурно-семиотического метода в фольклористике // Семиотика и художественное творчество. М., 1977, с.166-167.

 Подробно см.: Чернышева Т. А. О старой сказке и новейшей фантастике // Вопросы литературы. 1977, №I; Неёлов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше