Фэнтэзи - синтез научной фантастики и литературной сказки


Уважаемый посетитель! На данной странице нашего сайта вы сможете найти широкий сборник интересных статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал разделен на разделы как, например, сделано у стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Фольклорная волшебная сказка выражает, как известно, патриархальное крестьянское мироощущение (с многочисленными реликтами первобытности). Естественно, что возникшие в новое и новейшее время жанрово-обусловленные формы фантастики манифестируют уже иные типы отношения человека к новой (но попрежнему, по-фолькорному пропущенной через призму сказочной реальности) картине мира. В научной фантастике это отношение образует специфическое «научное мироощущение», в котором, необходимо подчеркнуть, главным будет не эмпирическая «буква», но сам рациональный «дух» науки. Поэтому «научное мироощущение», вопреки своему названию, - не научный, а сугубо художественный тип восприятия мира1. В литературной же сказке реализуется иной, нежели в научной фантастике, тип мироощущения. Не случайно, литературная сказка - по преимуществу детская сказка, хотя в хорошей литературной сказке всегда имеется и взрослый план содержания, что в высшей степени выразительно раскрывается в творчестве Андерсена и Пушкина. Детский адрес литературной сказки - это внешнее (и потому, можно сказать, резкое и крайнее) выражение ее аксиологии: мир в литературной сказке оценивается, как правило, с позиции «детского мироощущения». Конкретные формы выражения этого мироощущения, как и формы выражения «духа науки» в фантастике, бесконечно разнообразны: это может быть «детская ясность» решения «грозных вопросов морали» у Пушкина2 изощренная логика «двуединого сюжета»3 у Андерсена, превращающая простодушное замечание мальчика в «Новом платье короля» в гениальную формулу эпохи, глубинное выражение типологии детского характера в ситуации «познания мира» и «суда» над ним в сказочном эпосе К. Чуковского - примеров здесь столько, сколько авторов. В то же время, стоит только убрать «детскость» из жанрово-значимой

 Подробно см.: Неёлов Е.М. О мере научности научной фантастики // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1989.

 Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. М., 1987, с.223.

 Сильман Т. Сказки Андерсена // Г.Х. Сказки и истории. Т.1 К., 1973, с.21.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше