Творческая индивидуальность автора в фантастике


Приветствуем, уважаемый посетитель! На данной странице нашего проекта вы найдете обширный цикл статей на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал разделен на страницы подобно обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

а) «сказочная реальность» + «дух науки» («научное мироощущение») НФ1,

б) «сказочная реальность» + «детскость» (детское мироощущение») => ЛС2,

в) «сказочная реальность» + «сказочная реальность» («волшебное мироощущение») фэнтэзи.

Эти элементарные формулы, конечно же, не отражают многих существенных нюансов поэтики жанров, но они позволяют увидеть то главное, что составляет анровую определенность научно-фантастического романа или повести-сказки, то, что составляет уровень их жанрового содержания.

Последнее необходимо сразу же подчеркнуть: речь идет лишь о жанровом содержании, обусловленном, как видно из наших формул, «сказочной реальностью», то есть, подчиненном законам фольклорносказочной поэтики. Это - та область жанрового пространства, которая не подвластна воле писателя, дана ему традицией и интертекстуально закреплена в ее памяти. Но ведь в хорошем научно-фантастическом или сказочном романе всегда есть нечто и не научное, и не сказочное, и не фантастическое . Писатель волен (и уж здесь он - полновластный хозяин!) надстраивать над уровнем жанрового содержания любые другие уже индивидуально-авторские уровни, которые вступают в диалогические отношения с исходным жанровым уровнем. Поэтому конкретное фантастическое произведение строится как взаимодействие (порой конфликтоное) двух различных поэтических систем: первая (отраженная в наших формулах) придает тексту жанровую определенность (определенность сказки - научной ли, детской ли, мифопоэтической ли все равно сказки), а вторая подчиняется не фольклорно-сказочным закономерностям, а, являясь полностью индивидуально-авторской,

 Ср.: Д.Сувин пишет, что «необходимым и достаточным условием» научной фантастики как литературного жанра является «наличие и взаимодействие остранения и познания» (Suvin D. Zur Poetik des literarischen Genres Science Fiction. S.90.).

 Поэтому литературная сказка - самый детский жанр в детской литературе.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше