Отличия и сходства различных форм жанровообусловленной фантастики,


Приветствуем, уважаемый посетитель! На этой странице вы сможете найти обширный цикл интересных статей под общим заголовком «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на части подобно обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

отражает уникальное своеобразие творческой манеры писателя. Как отмечает И.П.Смирнов, «новый текст, если он эстетически отмечен, нацелен на то,чтобы констатировать в используемом им литературном материале повторяемость и прервать её»1. Первая система как раз и констатирует повторяемость, а вторая (индивидуально-авторская) прерывает её.

Правда, творческая индивидуальность автора - вещь, в фантастике не слишком частая, но поэтому тем более ценная. Однако даже в тиражированных, массовидных произведениях «поточной» фантастической литературы, в которых, с одной стороны, в лучшем случае проявляются типичные стандартные страхи и надежды массового человека, выраженные, к тому же, в своей типологичности весьма банально и даже вульгарно (это заметно уже в их монотонной постоянности), с другой стороны, сохраняется и проявляется (пусть и не самым ярким образом) не зависящая от воли авторов и их субъективных желаний и степени таланта высокая логика древнего и вечно современного жанра сказки. Таким образом, жанровое (высокое) содержание конкретного фантастического произведения может находиться в противоречии (порой вопиющем) с его низким (иногда до вульгарности) конкретным, непосредственным содержанием. Другими словами, слабое фантастическое произведение - плохо прежде всего с точки зрения самого жанра фантастики, научной или сказочной, а не только с точки зрения общелитературных критериев. На этом настаивал Д.Сувин, говоря, что «в отличие от многих других паралитературных жанров критерии слабости, недостаточности большого количества НФ-продукции локализованы в рамках самого жанра. Это если не на практике, то в принципе обосновывает равенство научной фантастики с любым другим «достойным» жанром»2.

 Смирнов И.П. Порождение интертекста. С.19.

 Suvin D. Zur Poetik des Literarischen Genres Science Fiction. S.99.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше