Классическая фольклорная волшебная сказка


Приветствуем Вас на нашем сайте! Находящийся на этой странице нашего сайта вы увидите большой сборник материалов на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь материал аккуратно разделен на части подобно бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Сравнивая отличия и сходства различных форм жанровообусловленной фантастики, мы, думается, вполне можем заключить, что сходств оказывается гораздо больше, хотя в традиционном массовом читательском восприятии, как об этом свидетельствуют различного рода опросы, социологические исследования, практика библиотечных обсуждений, материалы фэн-клубов и проч., разные фантастические жанры резко отделены друг от друга и, скажем, научная фантастика предстаёт антиподом литературной сказки и других сугубо сказочных форм (тем более - сказки фольклорной)1.

Между тем, сама история интересующих нас жанров в русской (и не только русской) литературе ХХ века убеждает в постепенном сближении научной фантастики, литературной сказки и фэнтэзи.

Жанровый синтез оказывается возможным потому, что при всей своей внешней противоположности «научное мироощущение» НФ и «волшебное (магическое)» мироощущение фэнтэзи имеют общие рациональные - точки соприкосновения. Ещё Дж. Фрэзер настаивал, что «аналогия между магическим и научным мировоззрением является обоснованной. В обоих случаях допускается, что последовательность событий совершенно определённая, повторяемая и подчиняется действию неизменных законов, проявление которых можно точно вычислить и предвидеть <...> . Как магия, так и наука открывают перед тем, кто знает причины вещей и может прикоснуться к тайным пружинам, приводящим в действие огромный и сложный механизм природы, перспективы,

Вспоминается, как в петрозаводском клубе любителей научной фантастики, активно функционировавшем в 80-е годы, резкое неприятие вызвала сама интертекстуальная идея фольклорносказочной обусловленности поэтики научной фантастики, и предопределено это было, надо полагать, устоявшейся инерцией внеэстетического восприятия жанра как некоего «полигона идей» (как правило, естественно-научных и даже технических). Такое восприятие свойственно и писателям, работавшим в жанре «твёрдой» научной фантастики в 40-е и 50-е годы. Так, А.Казанцев ставил в особую заслугу А.Толстому, что «он никогда не допускает сказочный элемент в строго реалистическом произведении, пусть и фантастическом» (Казанцев А. От правды жизни к предвидению // Вопросы литературы. 1983. №1. С.65), а И.Ефремов вообще заявлял: «Научная фантастика - порождение века, резко отличное от чистого вымысла, сказки или иных видов прежней литературы и ни с какими произведениями более древних времён не родственное» (Ефремов И. Предисловие // Ларионова О. Остров мужества. Л., 1971. С.5). Парадокс состоит в том, что в романах всех только что упомянутых фантастов очень легко обнаруживается фундаментальное влияние фольклорных волшебно-сказочных архетипов.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше