Синтез жанров


Приветствуем Вас на нашем сайте! Находящийся на этой странице нашего сайта вы по достоинству можете оценить цикл статей на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь предоставленный на сайте материал удобно разделен на части подобно обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

кажущиеся безграничными»1. Именно такие - безграничные перспективы открывает для читателя и хороший научно-фантастический роман, и хороший роман-фэнтэзи. Дж. Фрэзер находит слова, как нельзя лучше подходящие для описания читательской реакции на научную и магическую «сказочные реальности» фантастики, если слова «магия» и «наука» понимать не в их прикладном значении, а как художественные символы: «Магия и наука как бы поднимают человека на вершину высокой-высокой горы, где за густыми облаками и туманами возникает видение небесного града далёкого, но сияющего неземным великолепием,

64

утопающего в свете мечты» .

Словом, научная фантастика НФ и волшебная фантастика фэнтэзи носят в равной степени рациональный характер, проистекающий из той «реалистичности» фольклорно-сказочной фантастики, о которой уже говорилось. В мире научной фантастики рациональность очевидна, в мире сказки (фэнтэзи) её нужно, вероятно, доказывать. Вот только одно из многих и многих доказательств: говоря об иррациональной логике чудесного в эллинском мифе, Я.Э.Голосовкер отмечает «абсолютность качеств и функций его существ и предметов, будь то боги, чудовища или волшебные (чудесные) предметы. Функция волшебного предмета непрерывна, ибо энергия его неисчерпаема (абсолютна) и проявляется и прекращается она только согласно желанию обладателя этого предмета»2.

В классической фольклорной волшебной сказке эта иррациональная абсолютность сохраняется, обнаруживаясь (на глубинном уровне) и в жанрово-обусловленных формах литературной фантастики.

Однако в ХХ в. логика сказочного волшебства, основывающаяся на мифологической иррациональности чудесного, претерпевает ряд инноваций. Она, безусловно, сохраняется в качестве базовой (глубинной) основы жанровой доминанты и фольклорной сказки, и фантастики, но в ней уже всё чаще на поверхность выходят рациональные мотивировки.

 Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 1983. С.53-54.

 Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. С.30.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше