Переход сказки в фэнтэзи, а фэнтэзи - в научную фантастику


Уважаемый посетитель! На этой странице нашего проекта вы найдете большое собрание статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал удобно разделен на разделы подобно обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Важно отметить, что то же самое наблюдается и в мире фэнтэзи, герой которого, как это происходит в романе П.Энтони «Голубой Адепт», очень часто озабочен экономией магической энергии, ибо «какое колдовство вечно? А его заклинаниям исполнились уже сутки, и с течением времени они всё больше ослабевали»1 . И вообще, размышляет герой, глядя на игру воды: «Имеется ли точная грань, что разделяет науку и магию, или они находят одна на другую, как эти волны?»2. Рациональность волшебной фантастики фэнтэзи у П.Энтони становится даже непосредственным предметом изображения. Поэтому ошибается сторонник «твёрдой» традиционной научной фантастики, утверждающий, что «нельзя написать популярное сочинение о фауне и флоре тридесятого государства, но о природе Марса можно»3. Можно написать о сказочной фауне и флоре не только популярное, но и сугубо научное сочинение, и

69

такие сочинения имеются .

Синтезу жанров способствует не только рациональность волшебной фантастики в фэнтэзи, но и изменение (в сторону некоей, условно говоря, иррациональности) функций науки и особенно техники, столь любимой писателями 40-50-х годов, которые принадлежали к так называемой школе «ближнего прицела». По словам психологов, «может быть, самым удивительным оказалось то, что современная техника в своих локальных проявлениях так резко изменила среду обитания человека, что стала вызывать у него состояния сознания, подобные тем, которые раньше

70

наблюдались в религиозной практике» . Научно-фантастическое произведение, написанное о такой технике даже в жюльверновской манере, неизбежно приобретает черты фэнтэзи. (Один из последних примеров превращения технической фантастики в фэнтэзи - сборник

 Энтони П. Голубой Адепт. М., 1993. С.21.

 Там же. С.102.

 Гуревич Г. Понимать фантастику // Мир приключений. М., 1984. С.633.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше