Поэтический принцип - «сказано - сделано»


Приветствуем, уважаемый посетитель! На данной странице нашего проекта вы увидите большое собрание материалов на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал разделен на страницы как, например, сделано у обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

фольклора формах. На такой стадии обращение к фольклору - это использование и того, что получило в устной словесности развитие и распространение, и тех возможностей, которые остались в фольклоре

75

нераскрытыми» .

Змей из волошинского сна - это один из многих, если не «тупиковых», то по крайней мере, нераскрытых возможностей, скрытно присутствующих в феномене сказочного волшебства.

В чем его смысл? Различного рода фантастические сказочные существа (как добрые, так и злые), а также чудесные предметы, являются, по словам Е. М. Мелетинского, «сублимированными сгустками сказочной волшебности»1. Общее свойство этой волшебности, наиболее заметное в чудесных предметах, заключается в том, что эти чудесные предметы «используются само собой разумеющимся образом»2. Так же, «само собой», действуют и фантастические существа. Как замечал Я. Э. Голосовкер, «закон причинности (каузальности) может быть сведен к свойству волшебного предмета: это свойство - единственное условие для действия. <...> Шлем-невидимка делает невидимым - и все. Почему? -

78

неизвестно» .

Поэтому в фольклорной волшебной сказке никогда не рассказывается об устройстве и механизме действия ковра-самолета, шапки-невидимки, молодильных яблок и прочих, как их назвал С. Ю. Неклюдов, «операторов

79

колдовства» . Ничего мы не знаем и о механизме действия волшебных способностей Бабы-Яги или Змея Горыныча.

И это не случайно, ибо напрямую связано с функцией, которую выполняет волшебство в фольклорной сказке. Функция эта, отмечает С. Ю. Неклюдов, направлена на «преодоление разорванности сюжета»,

 Мелетинекий Е. М. О литературных архетипах. М., 1994. С. 59.

 Kohler J. Automat // Enzyklopadie des Marchens. Berlin; N: Y., 1976. B. l, lief. 4. S. 1086.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше