Реализация мотива «исполнения желаний»


Уважаемый посетитель! На текущей странице нашего портала вы по достоинству можете оценить цикл материалов на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал разделен на страницы как, например, сделано у обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

80 r

преодоление «пространственно-временных и логических разрывов» . Об этом же говорит и Д. С. Лихачев, подчеркивая, что «волшебство сильнее вторглось в сказку, чем в любой другой жанр, чтобы дать «реальное» объяснение - почему герой переносится с такой скоростью с места на место, почему в сказке совершаются те или иные события, непонятные для

сознания, уже начавшего искать объяснений и не довольствующегося

81

констатацией происходящего» . Но чтобы выполнять свою функцию, сказочное волшебство должно работать без сбоев. Следовательно, действие волшебных свойств персонажей и предметов в сказке непрерывно и всегда (кроме специально обусловленных исключений) достигает своей цели. Иными словами, оно абсолютно. В этом действии мы в чистом виде можем наблюдать мифологию и психологию «исполнения желаний».

На языке М. М. Бахтина смысл этой мифологии и психологии «исполнения желаний» означает, к слову сказать, «стремление овеществить вне-словесные анонимные контексты. <...> Один я выступаю как творческая говорящая личность, все остальное для меня только

вещные условия, как ПРИЧИНЫ, вызывающие и определяющие мое

82

слово» . Поэтому в волшебной сказке, как показал Д. Н. Медриш, действует своеобразный поэтический принцип - «сказано - сделано»: любое слово, даже клеветническое, всегда воплощается в сказочную реальность. Так, например, «генералы оклеветали Ивана-крестьянского сына перед царем, будто он похваляется, что может достать Настасьюкоролевну» (Аф., № 185). Это явный навет, но тем не менее Иван, никогда ни о чем подобном и не помышлявший, действительно отправляется в дальнее королевство и с помощью волшебного коня добивается успеха»1. Д. Н. Медриш справедливо считает, что, «по-видимому, прямая связь между словом и делом существует до тех пор, пока сказка обходит

 Медриш Д. Н. Литература и фольклорная традиция. С. 80.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше