Сказки xx века о характеристике нововведений


Уважаемый посетитель! На текущей странице нашего сайта вы увидите широкий сборник интересных статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на разделы как, например, сделано у бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

времени»1, но даже на «узком пространстве» человеческие боль и надежда, надо полагать, не являются мелкими.

Таким образом, в абсолютности (непременной результативности и непрерывности) действия волшебных предметов и персонажей кроется весьма важная для натурфилософского содержания фольклорной волшебной сказки семантика. С точки же зрения поэтики абсолютность «исполнения желаний» лишает всякого смысла изображение механизма действия (и вообще какого-то внешнего обоснования) волшебства, что является его характерной приметой в фольклорных текстах.

Однако в классической русской волшебной сказке в рамках отмеченной Д. И. Медришем нераскрытой (а может быть, и тупиковой) возможности развития возникают и отступления от общего правила. Их можно обнаружить уже в сборнике А. Н. Афанасьева. Возьмем, к примеру, получение героем чудесного корабля:

«Вот тебе, Ванюша, дубина, - говорит старик, - ступай ты к такомуто дубу, стукни в него три раза дубинкой и скажи: выйди, корабль! выйди, корабль! выйди, корабль! Как выйдет к тебе корабль, в то самое время отдай трижды дубу приказ, чтобы он затворился...» (Аф., № 137).

Здесь получение чудесного предмета подчиняется общему правилу, оно традиционно. Но вот другой случай:

«...Говорит старик дурню: «Слушай же - ступай в лес, подойди к первому дереву, перекрестись три раза и ударь в дерево топором, а сам упади наземь ничком и жди, пока тебя не разбудят. Тогда увидишь перед собой готовый корабль, садись в него и лети, куда надобно...» (Аф., № 144).

Перед нами опять-таки типичный пример волшебной абсолютности, но характерно, что вместо дубинки появляется топор - плотницкий инструмент, вполне подходящий для изготовления (уже не волшебного) корабля, что, хотя и слабо, но меняет окраску всего эпизода. Более заметно

Там же. С. 369.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше