Проблемы семиотики изобразительного искусства


Уважаемый читатель! На текущей странице нашего сайта вы сможете отыскать широкий сборник материалов на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь представленный материал аккуратно разделен на разделы как, например, сделано у бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

энергия уже не неисчерпаема. Он уже ближе к герою волошинского сна, нежели к классическому ковру-самолету: и там, и здесь (если отвлечься от семантической оценки) перед нами зооморфное существо, ставшее машиной (орел-самолет = змей-самолет).

Собственно, в самом фольклоре, как известно, хотя и слабо, но намечен процесс рационализации (точнее, машинизации) Змея, достаточно сослаться на былину об Алеше и Тугарине, в которой Змей летает на бумажных крыльях. В данном случае «способность летать, - замечает В. Я. Пропп, - рассматривается как хитрая механика»1.

Нераскрытая, или даже тупиковая, в народном творчестве в целом возможность рационализировать волшебство (при всей

распространенности подобных явлений в фольклорных сказках XX века), объясняя при этом то, что по логике сказочной реальности не требует объяснения, была активно подхвачена литературой и всей сферой современной культуры. Стоит вспомнить известный фильм по пьесе Е. Шварца «Дракон», где волошинский Змей-машина предстает уже вполне наглядно как Змей-самолет, вписываясь в обозначенную нами традицию. Интертекст (возникающий на пересечении волошинского текста и фольклорной сказки), оказывается, может играть роль своеобразного усилителя тех особенностей фольклорной поэтики, которые в самом фольклоре оказались невостребованными.

Сон М.Волошина, если рассматривать его как поэтическую миниатюру, безусловно, дает нам глубокий символ эпохи, интертекстуально перекликаясь с такими непохожими, но входящими в общее интертекстуальное пространство произведениями, как картина Рериха 1914 года «Град обреченный» (здесь даже можно усмотреть тематический контакт), стихотворение Б.Пастернака «Сказка» из цикла Юрия Живаго, пьеса Е.Шварца «Дракон».

В массовой же культуре, особенно фантастической, волошинский

Пропп В. Я. Русский героический эпос. M., 1958. С. 215.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше