Фантастический мир как категория исторической поэтики


Уважаемый читатель! На данной странице нашего проекта вы сможете найти цикл интересных статей под общим заголовком «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал удобно разделен на страницы подобно бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

полагать, по мере приближения к современности возрастает, что отражается, помимо всего прочего, во все более широком распространении взаимосвязанных понятий «поэтический мир»,

93 94 95

«художественный мир» , «картина мира» , «возможный мир» . При этом, если тенденция к созданию «своего мира» претерпевает усиление, «возможный мир» в глазах читателей зачастую превращается в «невозможный», и нарушение принятой в тексте нориы условности, которое, по словам Ю. М. Лотмана, рождает фантастику 1, приводит к появлению «фантастического мира» как особой разновидности мира художественного.

Фантастический мир, с одной стороны, жанрово обусловлен таковы, например, миры литературной сказки и научной фантастики, с другой,— фантастический мир может носить индивидуально-авторский характер. Естественно, что индивидуально-авторское и жанровообусловленное в творчестве конкретных писателей сливаются воедино, и, к примеру, говоря о фантастических мирах Гофмана, Андерсена, Гоголя, а в литературе XX века—Замятина, Булгакова, Грина, Бредбери, Ефремова, Стругацких, мы должны учитывать обе стороны понятия.

Хотя фантастический мир — это всегда и прежде всего определенный тип пространства и его образ, он не сводится только к пространственной характеристике. Как известно, «тип картины мира, тип сюжета и тип персонажа взаимообусловлены»2, и поэтому понятие «фантастический мир» охватывает все произведение, отражая его целостность. И изучать фантастический мир (и в синхронном, и в диахронном аспектах) естественнее всего в рамках исторической поэтики,

 Лотман Ю. М. Заметки о структуре художественного текста // Труды по знаковым системам. Т. 5. Тарту, 1971. С. 287.

 Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 294.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше