Мир массовой научной фантастики


Приветствуем Вас на нашем сайте! На текущей странице нашего портала вы по достоинству можете оценить большой сборник статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал разделен на страницы подобно обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

ибо «действительный предмет исторической поэтики есть становление и творческое воспроизведение—историческими эпохами, национальными культурами, отдельными творческими актами — продуктивных

98

вариантов целостности литературного произведения» .

Если рассматривать фантастический мир как категорию исторической поэтики, то тогда программа его изучения предполагает поиск целостности авторского воображения не только в хитросплетениях пусть даже самой изощренной индивидуальной фантазии (хотя и это важно), но и в исторической традиции, так или иначе направляющей фантазию писателя.

Широко известны слова А. Н. Веселовского: «Задача исторической поэтики, как она мне представляется,— определить роль и границы

99

предания в процессе личного творчества» . Эта процедура по необходимости является интертекстуальной. «Цитата берётся не у конкретного интертекстуального текста, а у культуры вообще»100. Эти слова вполне можно применить и к нашей локальной программе. При этом, как справедливо указывает А. В. Михайлов, слова А. Н. Веселовского «следует разуметь не так, что поэтика ограничивает предание в пределах личного творчества, но так, что и в пределах личного творчества изучает именно продолжающуюся жизнь предания» 1. Правда, изучение «продолжающейся жизни предания» в различных формах современной фантастики вызывает иногда возражение: не растворяется ли фантастика в своем прошлом? И можно ли изучать современные резко индивидуализированные фантастические миры писателей сквозь призму прошлых эпох, применяя методы не столько литературоведения, сколько фольклористики?

 Михайлов А. В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. М., 1989. С. 15.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше