Секрет художественной убедительности произведений


Уважаемый читатель! На этой странице нашего сайта вы сможете найти цикл интересных статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал разделен на страницы как, например, сделано у обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

удивительном соответствии фольклорных волшебных предметов многообразной научно-фантастической технике, когда, скажем, космический корабль, непохожий внешне на ковер-самолет, вбирает в себя все абсолютные свойства и качества последнего (см. популярный в фантастике мотив «разумного» и «живого» корабля, а также произведения А. и Б. Стругацких, особенно показательно,—повесть «Попытка к бегству»). Научная фантастика может выражать абсолютные свойства «волшебных предметов» и прямым—сугубо рациональным—способом, создавая фантастические предметы, в которых отмеченная Я. Э. Голосовкером непрерывность действия и неисчерпаемость энергии становятся главными признаками подобного рода воображаемых конструкций. И здесь работает не только (и даже не столько) логика научной мечты, как обычно считают критики техницистской ориентации в фантастике, а логика сказочного волшебства, сохранившаяся до наших дней в новых одеждах.

Итак, пора подвести предварительные итоги. Понятие «фантастический мир» представляется весьма продуктивным. Оно помогает увидеть в различных фантастических формах целостность писательского воображения, интертекстуально обусловленную культурной традицией, и тем самым—оценить эстетическое своеобразие и художественную самоценность фантастики. А ведь последнее очень часто не принимается в расчет. Так, например, А. В. Гулыга, справедливо назвав

117

фантастическое «всеобщей эстетической категорией» , далее, сравнивая булгаковский роман «Мастер и Маргарита» с повестью С. Лема «Солярис», в сущности, лишает фантастическое эстетической самостоятельности, заявляя, что «внимание обоих авторов приковано к

одной и той же проблеме: судьба человека в современном мире. Любая

118

фантастика в искусстве — прием, способ воплощения идеи» . Думается, достаточно представить эти совершенно различные фантастические миры


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше