Бахтин м. М. Эстетика словесного творчества


Уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице нашего сайта вы по достоинству можете оценить обширный цикл интересных статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь материал разделен на страницы как, например, сделано у бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

художественных систем, в частности, ожидание творческой эволюции автора как его диалога с самим собой и культурным контекстом и так далее»1. Мы в дальнейшем в той или иной степени затронем весь этот комплекс проблем, кроме, пожалуй, последней.

Дело в том, что «описание творческой эволюции автора как его диалога с самим собой» находится, на наш взгляд, на самой границе круга проблем, сведенных с концептом интертекста (а зачастую и за границей). Теоретики интертекстуальности, не отрицая важной роли субъективного авторского начала в создании интертекста, тем не менее более почетное место отводят некоему общему (для всех), бессознательно коллективному началу: «Термин «интертекстуальность», введенный Ю.Кристевой, всегда подразумевает бессубъектный диалог текстов» . В свое время Ролан Барт говорил об этом так: «Всякий текст есть междутекст ( то есть, интертекст-Е.Н.) по отношению к какому-то другому тексту, но эту интертекстуальность не следует понимать так, что у текста есть какое-то происхождение; всякие поиски «источников» и «влияний» соответствуют мифу о филиации произведений, текст же образуется из анонимных, неуловимых и вместе с тем уже читаных цитат- из цитат без кавычек»2.

Это классическое определение интертекстуальности в полной мере подходит, как нам кажется, лишь для одного ее типа интертекстуальности фольклорно-мифологической (во всех других случаях оно может быть принято лишь с оговорками). Ведь именно фольклорный текст в буквальном смысле слова образуется из анонимных, неуловимых и вместе с тем уже читанных (точнее, слышанных) цитат без кавычек. Поэтому фольклорный интертекст литературы (и особенно русской в силу активности фольклорного сознания в ее «золотой век») является базовым.

 Жолковский А.К. Блуждающие сны. С.4.

 Барт Р. От произведения к тексту//Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989, с. 418.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше