Поэтика фольклорной сказки (фольклорный интертекст)


Уважаемый посетитель! На этой странице нашего проекта вы найдете широкий сборник статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь материал разделен на разделы подобно бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

М. Булгакова и С. Лема, чтобы понять, что секрет художественной убедительности произведений кроется совсем не в абстрактно обозначенной проблеме, а фантастика писателей не только «прием», но и нечто безусловно содержательное и целостное само по себе. Фантастическое произведение привлекает читателей, чутких к поэтической стороне искусства, совсем не формулировкой каких-то новых идей, а своеобразием фантастики, своим особым фантастическим миром (хотя читатель, увлеченный «новой идеей», может этого и не осознавать). «Эстетическое наслаждение,— замечает Я. Э. Голосовкер,— которое испытывают исстари слушатели сказочников.., было наслаждение выдумкой— фантастическим»1. Потому-то и читают до сих пор, скажем, «Человека-невидимку» и «Войну миров» Г. Уэллса. Понятие «фантастический мир» как раз и позволяет рассматривать фантастику не как рупор научной или социологической популяризации («новые идеи»), а как вечное и в то же время современное явление художественного творчества.

Итак, программа изучения «фантастического мира» с точки зрения исторической поэтики в интертекстуальном аспекте предполагает, как уже говорилось, поиск целостности авторского воображения прежде всего в исторической традиции, так или иначе направляющей фантазию писателя. Эту традицию в своих истоках сформировала фольклорная волшебная сказка, в которой исторически впервые возник особый фантастический мир, выражающий целостность сказочного повествования. Поэтому поэтика фольклорной сказки (фольклорный интертекст) не только может служить материалом для сравнения, когда речь заходит о различных типах литературных фантастических миров, но и дает инвариант, играющий (в формально-поэтическом аспекте) роль эталона при анализе самой структуры интересующего нас понятия (при всех конкретных

Голосовкер Я. Э. Логика мифа. С. 140.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше