Аспекты эскапистского пафоса фантастики


Уважаемый читатель! Вы находитесь на странице вы найдете большой сборник статей на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь материал удобно разделен на страницы как, например, сделано у бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

131, и, наконец, в-третьих, противопоставление «взгляда извне» и «взгляда изнутри», чем обеспечивается при активно работающей установке на вымысел («взгляд извне») безусловная иллюзия достоверности (при «взгляде изнутри»).

Как можно полагать, с закрытостью волшебно-сказочного мира соотносится и подчеркнутая конкретность и, так сказать, постоянная материализованность фольклорной фантастики. По справедливому замечанию болгарской фольклористки Л. Парпуловой, «чудесные качества без исключения объективируются как физические свойства или атрибуты героя... Психические особенности личности не интересуют сказку, и поэтому в ее мире отсутствуют чудо как магическое или мистическое

132

напряжение духа» . Это остается основой фантастического и в литературной сказке, и в научной фантастике, хотя в результате воздействия собственно литературных структур в научно-фантастическом и литературно-сказочном жанрах вполне возможны и исключения из правила, сформулированного Л. Парпуловой.

Закрытость фантастического мира определяет и некоторые особенности его восприятия. Известно, что восприятие сказочных и научно-фантастических произведений требует если не специальной подготовки, то, во всяком случае, особой настроенности, связанной со способностью читателя испытывать «наслаждение выдумкой — фантастическим», о которой как о важнейшей функции сказочного мира писал Я. Э. Голосовкер. В этой функции проявляется всеобщая способность искусства «отвлекать» от действительности. Эта давно известная способность в отечественном литературоведении традиционно недооценивалась. А между тем, если верить свидетельству читателей, чья квалификация не подлежит сомнению, компенсаторная функция литературы оказывается одной из ведущих. Так, скажем, Н. А. Бердяев,


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше