Литература и фольклорная традиция


Приветствуем Вас на нашем сайте! Находящийся на этой странице нашего проекта вы увидите широкий сборник интересных статей под общим заголовком «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь материал аккуратно разделен на части подобно обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

М.М.Бахтин, на идеи которого опиралась Ю.Кристева, создавая теорию интертекстуальности, свою последнюю работу - заметки о методологии гуманитарных наук - заканчивает утверждением о том, что «нет ничего абсолютного: у каждого смысла будет свой праздник возрождения»1. Именно фольклорный интертекст литературы как раз и обеспечивает «праздник возрождения» каждого смысла и поэтому может считаться базовым, исходным, первичным.

Размышляя над проблемой диалогического контекста, порождающего различного рода интертексты, М.М.Бахтин пишет: «Даже прошлые, то есть рожденные в диалоге прошедших веков, смыслы никогда не могут быть стабильными (раз и навсегда завершенными, конченными) они всегда будут меняться (обновляясь) в процессе последующего, будущего развития диалога. В любой момент развития диалога существуют огромные, неограниченные массы забытых смыслов, но в определенные моменты дальнейшего развития диалога, по ходу его, они снова вспомнятся и оживут в обновленном (в новом контексте) виде2. По мысли М.М.Бахтина, этот процесс продуктивен прежде всего в ситуации «большого времени». Необходимо различать, замечает ученый, «малое время (современность, ближайшее прошлое и предвидимое, желаемое будущее) и большое время - бесконечный и незавершенный диалог, в котором ни один смысл не умирает»3.

Применительно к истории русской словесности ситуация «большого времени» возникает, надо полагать, по преимуществу в бесконечном и незавершенном диалоге фольклора и литературы. Фольклор, отражающий состояние мира, и литература, выражающая его изменчивость, в свое бесконечном (на всех этапах развития литературы) диалоге создают интертекстуальную смысловую перспективу, уходящую даже не просто в «большое время», но и за его пределы, в «вечное время», что, собственно,

 Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1979, с. 373.

 Там же, с. 373.

 Там же, с. 372.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше