Интертекстуальную связь романа ж. Верна и мира фольклорной волшебной сказки


Уважаемый читатель! На данной странице нашего портала вы найдете большой сборник статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на разделы как, например, сделано у обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Между тем, в свете фольклорного интертекста отмеченная Р.Бартом особенность находит другое, как нам кажется, более естественное (ибо «инженер», воспевая труд, хорошо знает его цену и не может «скрадывать» его) объяснение. В романе Ж.Верна, как и в любом другом научно-фантастическом романе, работает широко известная сказочная закономерность, в своё время открытая Д.С.Лихачёвым, - «отсутствие сопротивления среды».1 Характеристика этой особенности сказочной поэтики, которую даёт Д.С.Лихачёв, слово в слово может быть (интертекстуально) отнесена к роману Ж. Верна:

«Физическая среда сказки («Таинственного острова» - Е.Н.) сама по себе как бы не знает сопротивления. .Не имеет сказка («Таинственный остров» - Е.Н.) и психологической инерции. Герой не знает колебаний: решил - и сделал, подумал - и пошёл. Все решения героев также скоры и принимаются без длительных раздумий. Герой отправляется в путь и достигает цели без усталости, дорожных неудобств, болезни, случайных, не обусловленных сюжетом попутных встреч и т. д. <...> Сопротивление среды бывает только «целенаправленным» и функциональным, сюжетно обусловленным»2. Показательны в этом смысле начальные сцены верновского романа, в которых герои несутся по воле урагана в воздушном шаре (и с точки зрения реальности их ждёт неминуемая гибель) прямо, как в сказке, к месту «исполнения желаний», к той единственной точке в бескрайнем океане, где их ждёт, по словам Р. Барта, «Эдем».

Стоит только включить «Таинственный остров» в фольклорносказочное интертекстуальное пространство, как сразу же возникает возможность иной, нежели у Р.Барта, интерпретации текста: не гимн «технократии», а история преображения мира в единстве - борьбе человека с природой, история «регуляции природы» (если воспользоваться

 Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. С. 389.

 Там же. С. 386.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше