Русская литературная сказка xix в


Приветствуем, уважаемый посетитель! На этой странице нашего сайта вы сможете найти обширный цикл статей под общим заголовком «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь представленный материал удобно разделен на части подобно обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

борьбы. Правда, положительный герой фольклорной традиции всегда встречает "добрых помощников", которыми оказываются благодарные ему животные, пленные красавицы и даже сама Баба-яга. Но это именно помощники, лишь облегчающие герою (главным образом, советами) выполнение трудной задачи. Советская литературная сказка, начиная с блестящего романа Ю. Олеши, создает свою традицию: от изображения героя-одиночки к изображению героя-коллектива. Не оружейник Просперо, и не гимнаст Тибул, и не доктор Гаспар Арнери, но и Просперо, и Тибул, и доктор Арнери, и сероглазая Суок, и еще многие другие, все вместе, оказались победителями Трех Толстяков»1 .

Позднее, в своей обобщающей монографии И. П. Лупанова вновь подчеркнет, что почти всем сказочным произведениям (А. Толстого, Е. Шварца, А. Волкова, В. Каверина, Л. Лагина) «свойственны те новаторские черты, что были введены в сказочный обиход романом Юрия Олеши» и, прежде всего, — «вместо традиционного народно-сказочного героя-одиночки здесь — одерживающий победу коллектив» 152.

И. П. Лупанова сама указывает, что отмеченная особенность составляет характерную примету именно советской сказки, и это, безусловно, справедливо: идея коллективизма — одна из хрестоматийных идей советской педагогики и эстетики социалистического реализма. Но исследовательница формулирует свой тезис («от героя-одиночки к героюколлективу») отнюдь не по конъюнктурным соображениям исторического времени. И дело тут не только в том, что принцип коллективизма вообщето есть основополагающий принцип любого нормального человеческого бытия (и, соответственно, его разрушение или извращение в социальной практике уничтожает здоровую норму жизни), но прежде всего в том, что тезис И. П. Лупановой относится не только к советским сказкам 20—30-х гг., но и ко всему литературному сказочному жанру в целом.

 Лупанова И. П. Любитель Необыкновенных Историй: (Сказочник В. Каверин) // Детская литература, 1963. M., 1963. С. 72-73. (Выделено мной. - Е. Н.)


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше