Внутренний план художественной семантики в фольклорной сказке
Уважаемый посетитель! На данной странице нашего портала вы найдете обширный цикл материалов под общим заголовком «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал разделен на страницы подобно бумажной книжной продукции.
Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов этих сказок их объединяет одно — в центре произведений находится герой-коллектив156. Более того, герой-коллектив может определять развитие действия и в произведениях других фантастических жанров, родственных литературной сказке. Приведу только один, но показательный пример: бесспорно, Дж. Толкиена трудно заподозрить в приверженности идеям социалистического реализма, но именно «все вместе» и потому, что «все вместе» (как в советских сказках, о которых писала И. П. Лупанова), побеждают Зло его герои в знаменитой эпопее-фэнтези «Властелин Колец». Таким образом, закономерность, открытая и обоснованная И. П. Лупановой на локальном литературном материале 20-30-х гг. XX в., является, как можно полагать, универсальной. Возникает вопрос: почему так происходит? Я думаю, потому, что противопоставление фольклорного героя-одиночки литературносказочному герою-коллективу справедливо лишь в плане внешнем, но отнюдь не внутреннем. Как давно известно в фольклористике, герой фольклорной волшебной сказки — «это не личность, даже не тип, а некая 157 всеобщая фигура» , он не отличается от «общечеловеческого 158 профиля» . Иными словами, фольклорно-сказочный герой (Иван-дурак, Иван-царевич) являет собой не неповторимый характер частного человека (пусть и типичного), но некий символ, представляющий род (на-род), то есть коллектив в его высшем смысле (в начальной и одновременно
Читать предыдущие записи
К оглавлению Читать дальше Читать предыдущие записи К оглавлению Читать дальше