Чуковский к. Чудо-дерево и другие сказки. М. , с


Приветствуем Вас на нашем сайте! Вы находитесь на странице нашего проекта вы по достоинству можете оценить большое собрание материалов под общим заголовком «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь представленный материал аккуратно разделен на страницы подобно бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

начале действия автор дает хотя и смягченные, но вполне отчетливые знаки естественной реакции героини (и маленьких читателей) на такое плачевное положение дел: «Элли, растерянная, сидела на полу, схватившись руками за голову. Она чувствовала себя очень одинокой»; «глаза Элли наполнились слезами»; «Элли и Жевуны задрожали от страха» 1. Но в незнакомом мире у Элли сразу же появляются настоящие друзья, и он перестает быть чужим, то есть страшным. И в этом хотя и опасном, но добром мире Элли и ее друзьям, а с ними и читателям уже просто интересно жить и бороться с врагами.

Если же в литературной сказке вместо коллектива действует геройодиночка, то это напрямую соотносится со злой природой изображаемого мира или же с временным подавлением доброй основы сказочного мироздания силами зла. Здесь можно было бы сослаться на опыт европейской романтической сказки, но интересующая нас закономерность отчетливо проявилась и в русской традиции жанра в нашей литературе. Так, в пушкинской «Сказке о царе Салтане» в начале и первой половине действия в мире господствует Зло («неродственность», если воспользоваться термином «Философии общего дела» Н. Ф. Федорова). Ведь сестры обрекают царицу на смерть, а бояре, сочувствуя ей, тем не менее выполняют ложный (поистине людоедский) приказ царя. Такое «неродственное» состояние мира продолжается все то время, пока князь Гвидон один. Но вот он встречается с Царевной-Лебедь, возникает семья (восстанавливается «родственность»), и сказочному миру возвращается его идеальная добрая основа: даже злодейки-сестры покаялись и получили прощение:

Царь для радости такой

Отпустил всех трех домой2.

Действуя в одиночку, герой в литературной сказке может одержать победу, но это не изменит злой природы изображаемого фантастического

 Волков А. Волшебник Изумрудного города. М., 1960. С. 13, 21, 22.

 Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 3. M., 1968. С. 392.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше