Волшебно-сказочные корни научной фантастики


Уважаемый читатель! Вы находитесь на странице нашего проекта вы сможете отыскать широкий сборник статей под общим заголовком «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь предоставленный на сайте материал аккуратно разделен на разделы как, например, сделано у обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

верил, что еще не кончилось время жестоких чудес»1. Легко можно было бы умножить примеры, подтверждающие непосредственную связь открытой И. П. Лупановой оппозиции «фольклорный герой-одиночка — литературный герой-коллектив» с этической оценкой основы соответствующего фантастического мира, но сейчас важно подчеркнуть,

что во всех выше упомянутых произведениях мы имели дело с более-менее

166

четким проявлением интересующей нас закономерности . Чаще же эта закономерность проявляется опосредованно, что, как правило, связано с интерференцией различных жанровых структур или жанровых интенций в рамках одного произведения. (Так обстоит дело, например, в «Крокодиле» К. Чуковского, где парадоксальным образом совмещаются элементы различных жанровых структур, в том числе и элементы агиографии2.)

В плане же собственно поэтики появление в литературной сказке (и шире — в жанрово-обусловленных формах литературной фантастики) героя-коллектива вместо фольклорного героя-одиночки может быть понято как следствие перехода от одного типа художественного сознания к другому. Впервые так случилось в эпоху распада первобытной мифологии. Историки культуры отмечают, что «разрушение изоморфного сознания привело к тому, что любой единый мифологический персонаж мог быть прочитан как два или более взаимно враждебных героя. <...> Наиболее очевидным результатом линейного развертывания циклических текстов было появление персонажей-двойников»168. Мне уже приходилось писать, что, «думается, этот процесс имел место не только в момент, условно говоря, перехода от мифологии к фольклору, но и позднее — при переходе от фольклора к литературе. <...> Волшебно-сказочный образ,

 Лем С. Солярис // Лем С. Избранное. М„ 1976. С. 216. (Курсив мой. - Е. Н.)

 О возможности взаимодействия сказки и агиографического текста см.:

Неёлов Е. М. Сказка и житие // Евангельский текст в русской литературе XVIII—XX веков: Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. науч. тр. Вып. 2. Петрозаводск, 1998.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше