Фундаментальная роль фольклорного интертекста в литературной сказке и фэнтези


Уважаемый читатель! Вы находитесь на странице нашего проекта вы по достоинству можете оценить цикл материалов на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал удобно разделен на части подобно бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

оказываясь своеобразным архетипом, в литературном фантастическом повествовании порождает ряд персонажей, перераспределяющих функции архетипа (от персонажей-двойников до персонажей, враждебных друг другу)»1. Герой-одиночка фольклорной сказки порождает герояколлектив, который перераспределяет функции фольклорного архетипа. Характер такого перераспределения в каждом конкретном произведении, думается, сугубо индивидуален, ибо зависит от воли писателя, но сама необходимость перераспределения от воли писателя не зависит, так как входит в состав «условий жанра».

Перераспределение функций фольклорного архетипа дает писателю отсутствующую в фольклорной сказке возможность построения различных, порой весьма запутанных и причудливых сюжетных коллизий. Кроме того, появление героя-коллектива, то есть своеобразного «множественного» героя, дает писателям возможность дифференциации понятия Добра в противовес его эпической цельности в фольклорной волшебной сказке. В самом деле, герои фантастических произведений (от литературной сказки до фэнтези), входящие в состав «коллектива», сражающегося со Злом, Добро могут понимать по-разному, что, в отличие от народной сказки, драматизирует и психологизирует саму проблему Добра. Примером могут служить сказки В. Каверина, романы-фэнтези М.

170

Семеновой, Ника Перумова, Э. Раткевич . При этом существенно отметить, что само понятие «коллектива» применительно к литературной сказке (и близким ей жанрам) оказывается не столько идеологическим или социологическим, сколько «семейным» («родственным», как я уже говорил, ссылаясь на Н. Ф. Федорова). Коллектив — это всегда «мы», но в литературной сказке это не то «мы» официального собрания, в которое превращена жизнь героев знаменитого романа Е. Замятина, это «мы»,

 Неёлов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. Л., 1986. С.146-147, 156.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше