Анализ конкретного научно-фантастического произведения


Уважаемый читатель! Находящийся на этой странице нашего проекта вы увидите цикл интересных статей под общим заголовком «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал разделен на части подобно стандартной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

3 ГЛАВА

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ИНТЕРТЕКСТ И ФАНТАСТИЧЕСКИЙ МИР (ПРОДОЛЖЕНИЕ: АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА)

В отличие от литературной сказки и фэнтези фольклорный интертекст в научной фантастике, как правило, скрывается в глубине художественной ткани произведения, он незаметен для поверхностного взгляда (по крайней мере на архитекстуальном уровне). Поэтому для его выявления необходим специальный анализ. При этом важно помнить о том, что интертекстуальность всегда разрушает живую (то есть, не рефлектирующую, «само собой» разумеющуюся) мифологичность, ибо миф (в том числе и «научный», о котором, как уже говорилось во 2-й главе, пишет Т.А.Чернышёва) живёт ТОЖДЕСТВОМ. Для интертекстуального же сознания необходима замена принципа тождества на принцип СРАВНЕНИЯ для того, чтобы в различном увидеть сходное, то есть, восстановить тождество уже не на тотальном (мифологическом) уровне, а на уровне собственно художественном1.

В этом смысле фольклорно-сказочный интертекст научной фантастики разрушает её мнимую «установку на достоверность», обнажая её истинную роль - служить лишь маской исконно сказочной «установке на вымысел». Поэтому осознание фольклорно-сказочного интертекста способствует не утилитарно-прикладному (НФ развивает воображение учёного), а именно эстетическому восприятию жанра.

Вместе с тем анализ конкретного текста не может сводиться лишь к его интертекстуальному аспекту (ибо тогда он мало чем отличается от, скажем, разгадывания кроссворда). Ведь фольклорный интертекст, как уже отмечалось, являет собой своеобразный фундамент, на котором надстраиваются различные уровни уже собственно литературных

Так, скажем, обнаружение базового фольклорно-сказочного интертекста в агиографическом произведении (например, в «Повести о Петре и Февронии») сразу же снижает (а иногда и разрушает) уровень его сакральности, превращая «житие» в «повесть».


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше