Стругацкий а. , стругацкий б. Малыш


Уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице нашего сайта вы найдете широкий сборник статей на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал аккуратно разделен на разделы как, например, сделано у обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

нет сомнения, что и в отдельном произведении отражается, как море в капле воды, своеобразие художественного мира того или иного автора.

В этом смысле повесть «Малыш» (1971), типичная для Стругацких, в полной мере проявляет особенности фантастического мира, созданного писателями (по крайней мере в цикле произведений, посвященных будущему).

Здесь сразу же следует сделать одну, весьма важную, оговорку. Фантастический мир Стругацких интертекстуально необычайно устойчив. Можно сказать, что на протяжении всего творческого пути фантасты сочиняют одну-единственную, постоянно дополняющуюся: книгу. Как справедливо отмечает Р. Арбитман, писатели изображают «свой выдуманный, фантастический мир как нечто цельное во времени и пространстве: каждое новое произведение достраивает его, укладываясь в

174

общую картину, как плотно пригнанный элемент бесконечной мозаики» . Поэтому полный и обстоятельный разбор повести «Малыш» неизбежно требует, во-первых, рассмотрения ее в контексте ближайшего окружения (и прежде всего—повестей «Полдень, XXII век», «Далекая Радуга» и «Обитаемый остров»), и, во-вторых, учета контекста всего творчества Стругацких. Ведь капля воды, отражая море, без моря не существует.

Однако возможен и иной путь: анализ повести как самостоятельного произведения, представляющего, так сказать, прежде всего самого себя, а уж затем—все творчество писателей. Капля воды на лабораторном столе может многое сказать, а все море в пробирку не уместить. Естественно, что при таком подходе меняется ракурс, что-то неизбежно теряется, но, думается, именно такой подход неизбежен на первоначальной стадии изучения творчества фантастов.

Итак, нас интересует повесть «Малыш» как самостоятельная, пусть и не самая известная, но, как уже говорилось, достаточно типичная для Стругацких повесть. Конечно, интертекстуальные связи с другими по-


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше