Проблемы структурного описания волшебной сказки


Уважаемый посетитель! На этой странице вы сможете отыскать большой сборник статей на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь представленный материал удобно разделен на страницы подобно стандартной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

повести «Малыш» (и в других произведениях Стругацких тоже) с неким иным миром, в нашей повести воплощенным в холодной и на первый взгляд безжизненной планете. Таким образом, общее пространство, в котором протекает действие, состоит из двух различных зон — мира Земли, в повести данного скорее через детали и намеки, но в контексте других произведений Стругацких раскрывающегося полно и ярко, и противоположного мира холодной планеты, выписанного подробно, показанного в восприятии различных персонажей.

Такая структура — противопоставление «своего» (человеческого) и «чужого» (нечеловеческого) миров в общем пространстве действия — есть характернейшая примета фольклорной волшебной сказки. Причем в волшебной сказке нечеловеческий «чужой» мир осознается как мир смерти. Его представляют персонажи типа Бабы-Яги и Кощея

177

Бессмертного, олицетворяющие в сказке мир мертвых . Именно такой — мертвой — выглядит холодная планета в повести Стругацких. Достаточно вспомнить рассуждения Майки о биологической пассивности, но некротической активности планеты, о том, что «все вокруг пропитано древними смертями» (40).

Структура картины мира в «Малыше» совпадает с фольклорной структурой даже в деталях. Фольклористы отмечают, что «на центральное место в сказке выступает преломленная в ценностном плане магистральная мифологическая оппозиция свой/ чужой». При этом «фундаментальная оппозиция свой/чужой проецируется в сказке на различные плоскости, интерпретируется по-своему различными кодами. В мифическом коде свой/чужой осознается как

178

человеческий/нечеловеческий, в чисто родовом—как родной/неродной» . В повести «Малыш» противостояние «своего» и «чужого» миров осознается именно как противостояние человеческого нечеловеческому.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше