Использование фольклорно-сказочную структуры в научно-фантастических произведениях, ,


Приветствуем Вас на нашем сайте! Вы находитесь на странице нашего сайта вы по достоинству можете оценить обширный цикл статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь материал аккуратно разделен на части подобно обычной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Ведь аборигены не желают вступать в контакт с землянами не по злому умыслу (они спасли Малыша!), а потому, что этот контакт мучителен, невозможен для них в силу полной негуманоидности их цивилизации, их абсолютной чуждости всему человеческому. Стругацкие умело создают в повести это ощущение «чуждости», используя самые различные способы. Вот только один пример. В момент, когда Малыш появляется на борту корабля землян, наши герои с удивлением (а Стась и со страхом) замечают, как над горным хребтом (и это — единственное в повести проявление деятельности аборигенов) поднимаются «усы» — непонятные, похожие на антенны хлысты высотой почти в километр. «...Это было так, будто чудовищный таракан прячется за горами и высунул оттуда усы» (91). Сравнение с тараканом, позволяя, с одной стороны, наглядно представить всю эту фантастическую сцену, с другой,— несет в себе внутреннюю оценку, почти подсознательно создает ощущение непроходимой дистанции между встречающимися сторонами, дистанции

179

не меньшей, чем та, что разделяет человека и насекомое .

«Оппозиция человеческий/нечеловеческий,—также отмечают фольклористы,— на макроскопическом уровне локализуется в виде противопоставления своего и иного царства, а на микроскопическом уровне — как контраст дома и леса. Иное царство — всегда далеко, лес со всеми своими ужасами относительно близок»1. Так и в «Малыше»: иное царство—цивилизация аборигенов — локализовано где-то «далеко», а близко находится то, что окружает корабль землян и что можно назвать «лесом» — унылая местность, поросшая чахлым кустарником и покрытая болотами пополам с песком. Противостояние «чужого» пространства планеты и «своего» пространства космического корабля в повести дается именно как противопоставление леса и дома:«Кессон—это прекрасно. Это

 Мелетинский Е. М., Неклюдов С. Ю., Новик Е. С., Сегал Д. М. Проблемы структурного описания волшебной сказки. С. 102.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше