Эстетическое оформление тайны по законам фольклорной былички


Уважаемый читатель! На данной странице нашего портала вы сможете отыскать большое собрание интересных статей под общим заголовком «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал разделен на страницы подобно бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

особенно в последнее время, фольклорного жанра былички, повествующей о встрече человека с различными природными и домашними духами. Собственно, недаром ведь Майка назвала планету так—«старый замок с привидениями» (40). Восприятию загадочных событий именно в быличном плане способствует и сама форма рассказа о них. В фольклорной быличке «важную роль играет мемуарно-иллюстрационный способ

исполнения, требующий передавать рассказ как личное или услышанное

181

от другого воспоминание» . Именно так—мемуарно-иллюстрационно—и ведет свой рассказ Стась. А когда Комов, присмотревшись к Стасю, тихо и быстро спрашивает его: «Вы боитесь остаться один?» (38), то иллюстрационная сторона рассказов Стася о странных делах, творящихся на корабле, получает и психологическое подкрепление. Кульминация же начальных событий повести, связанных с созданием страшной атмосферы,—это первое появление Малыша на корабле. Рассказ об этом выглядит как самая настоящая быличка (не случайно Малыш приходит к Стасю во сне, но сон оборачивается явью) : «Глаза у меня были открыты, и в свете ночника я сразу увидел перед собой человека. Он стоял возле самой койки и, наклонившись, внимательно смотрел мне прямо в лицо. В слабом свете он казался темным, почти черным — бредовая скособоченная фигура без лица, зыбкая, без четких очертаний, и такой же зыбкий,нечеткий отблеск лежал у него на груди и на плече. Уже точно зная, чем это кончится, я протянул к нему руку, и моя рука прошла сквозь него...» (51). В этом описании сохранена даже такая характерная черта былички как обязательная неопределенность облика сверхъестественного персонажа, которая своеобразным образом компенсируется резким и четким изображением какой-нибудь одной черты или детали. (В нашем случае —это прозрачность и призрачность фигуры Малыша).

Итак, повесть Стругацких начинается, в сущности, с былички. И это не случайно, ибо в быличке загадка и тайна (напомним, что именно


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше