Научно-фантастическая предпосылка для психологического конфликта: человек—нечеловек


Уважаемый посетитель! На текущей странице нашего портала вы сможете найти обширный цикл материалов по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь материал разделен на разделы подобно стандартной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

котором раскрывается эта тема. Сюжетообразующая энергия былички, дав эстетически сильный импульс началу повести, как мы уже знаем, быстро закончилась. И далее писатели подключают новую—уже не фольклорную, а литературную (но, подчеркнем, опять-таки близкую фольклорной волшебной сказке) традицию. Ведь Малыш оказывается в ситуации, весьма знакомой читателю (если говорить не о содержании — кто такие аборигены? — а об эстетическом оформлении этой коллизии),—в ситуации Маугли. Это имя—Маугли—сразу же появляется в тексте, как только реальность Малыша становится ясной всем (в пятой главе). И запрограммированное писателями интертекстуальное сопоставление событий, происходящих в повести, с литературно-сказочным «сюжетом Маугли» опять-таки дает действию новую энергию, помогающую преодолевать статичность волшебно-сказочной структуры мира — преодолевать так успешно, что читатель этой статичности и не замечает.

Однако сюжетообразующая энергия, возникающая в сопоставлении Малыша и Маугли, как и энергия былички, в общем ходе действия повести тоже недолговечна. Но это сопоставление позволяет писателям к тому моменту, когда «эффект неожиданности» от встречи с космическим Маугли уже начинает исчезать, ввести в действие новые ресурсы, в фольклорной сказке в принципе отсутствующие,— ресурсы психологические, которые и будут определять развитие событий до конца.

Достигается это прежде всего научно-фантастической разработкой «сюжета Маугли», в которой затем открывается психологический план. Ведь отличие Малыша от канонического, прежде всего киплинговского, Маугли в том, что Маугли в джунглях воспитывали, в сущности, люди (ибо животные Киплинга явно обладают человеческими характерами). А Малыша спасали и воспитывали не люди:

«— Чего ради негуманоиды станут возиться с человеческим ребенком?—задумчиво произнес Вандерхузе.—Зачем это им, и что они в этом понимают?» (77). И Стась видит, что Вандерхузе прав: «Все известные разумные негуманоиды отстояли от человека гораздо дальше,


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше