Лотман ю. М. Структура художественного текста


Уважаемый посетитель! На текущей странице вы увидите цикл интересных статей на тему «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь материал разделен на страницы подобно стандартной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

чем волки или даже осьминоги. Утверждал же такой серьезный специалист, как Крюгер, что разумные слизни Гарроты рассматривают человека со всей его техникой не как явление реального мира, а как плод своего невообразимого воображения...

— И тем не менее, он уцелел и вырос!—сказала Майка. И она тоже была права» (77).

В научно-фантастической ситуации создаются предпосылки для психологического конфликта: человек—нечеловек. Этот конфликт, заметим попутно, вырастает из фольклорно-сказочного (и не психологического в самой сказке) противопоставления родной/неродной. «Человеческий детеныш, воспитанный волками,—размышляет Стась,— вырастает волком. Медведями— медведем. А если бы человеческого детеныша взялся воспитывать спрут? Не съел бы, а стал бы воспитывать... Дело даже не в этом. И волк, и медведь, и спрут—все они лишены разума. Во всяком случае того, что ксенологи называют разумом. А вот если нашего Маугли воспитали существа разумные, но в то же время в некотором роде спруты?.. И даже еще более чужие, чем спруты... А ведь это они научили его выбрасывать защитные фантомы, научили мимикрии,—в человеческом организме нет ничего для таких штучек... » (79).

Так кто же такой Малыш? Можно ли его пожалеть, как жалеет Стась, представляя себе «огромные пещеры, залитые призрачным лиловым светом», и «мрачные закоулки», в которых вдоль липкой стены крадется маленький мальчик «готовый в любую секунду исчезнуть, раствориться в неверном сиянии, оставив врагу свою зыбкую, расплывающуюся тень. Бедный мальчуган» (79)? Или же, напротив, Малыша следует пугаться, как жуткого монстра? Ср. другой диалог:

«— Тебе его жалко?—спросила вдруг Майка. — Н-не знаю,—сказал я.—Почему жалко? Я бы сказал жутко» (107).


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше