Комовские идеи вертикального прогресса


Приветствуем, уважаемый посетитель! Вы находитесь на странице вы увидите большой сборник статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для удобства чтения весь материал удобно разделен на разделы как, например, сделано у бумажной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Центральное фольклорное противопоставление «свой/чужой», образующее картину мира в повести, по мере развития действия перемещается из внешней, природной, сферы, характерной для фольклорной сказки, в сферу внутреннюю, душевную, становится тем стержнем, на котором будут строиться и внутренний мир Малыша, и сам образ персонажа в целом. «Тип картины мира, тип сюжета и тип персонажа, —

185

по цитировавшимся уже словам Ю.М.Лотмана, - взаимообусловлены» . Эта обусловленность как раз и обнаруживается в «Малыше» и создает предпосылки для возникновения психологического конфликта (конечно, в той степени, в какой вообще психологический конфликт допускается жанровым каноном научной фантастики).

Этот психологический конфликт развивается во второй части повести в двух планах. Его, с одной стороны, образуют позиции землян— прежде всего Комова, Майки и Горбовского—в споре о судьбе Малыша, теряющем постепенно черты сугубо специальной научной дискуссии и приобретающем ярко выраженный нравственный характер. С другой стороны, постепенно проявляется сам образ Малыша, в котором «чужое» борется со «своим», что привносит в этот образ психологическое напряжение и драматизм.

Попробуем посмотреть на эту внешнюю и внутреннюю борьбу поподробнее. Стоит заметить, что все, сказанное о повести, можно графически изобразить в виде двух простых схем:

185 Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 294.


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше