Жанровая обусловленность сказочных персонажей


Уважаемый читатель! На этой странице нашего сайта вы сможете найти большое собрание интересных статей под общим заголовком «Фольклорный интертекст русской фантастики». Для того, чтобы Вам было удобно весь представленный материал удобно разделен на страницы как, например, сделано у бумажной книги.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

Нам осталось поговорить о последнем, самом важном для смысла повести, третьем звене второй схемы.

Вначале, как только выясняется, кто такой Малыш, позиции героев, обусловленные научными взглядами Комова, едины:

«Я был в восторге. Майка тоже была в восторге. Перспективы ослепляли нас. Туманные, неясные, но ослепительно радужные. Дело было не только в том, что впервые в истории становился возможным контакт с негуманоидами. Человечество получало уникальнейшее зеркало, перед человечеством открывалась дверь в совершенно недоступный ранее, непостижимый мир иной психологии, и смутные комовские идеи вертикального прогресса обретали, наконец, экспериментальный фундамент...» (76).

Но скоро эйфория проходит, и позиции героев меняются. Если Комов по-прежнему полон энтузиазма, то Майка становится все более хмурой, неразговорчивой. И в конце концов она срывает всю комовскую работу по «приручению» Малыша, включив в самое неподходящее время (в таинственных подземельях аборигенов) мощную лампу-вспышку на обруче, который сама же перед тем укрепила на голове Малыша. Комов принимает вину на себя, отстраняя Майку от работы, но она и сама заявляет, что «все равно я уйду. Уйду в школу и буду учить ребят, чтобы они вовремя хватали за руку всех этих фанатиков абстрактных идей и дураков, которые им подпевают» (141).

Позиции героев, столь единые вначале, по ходу действия стали противоположными. Почему?

Можно было бы ответить, что таковы уж характеры Комова и Майки, и это было бы верно. Анализ этих характеров потребовал бы учета и других произведений Стругацких, где изображаются наши герои, и мы этого делать не будем. Важно лишь отметить одно: личная позиция, мотивированная характерами персонажей, оказывается — и это типично и


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше