Отличие фантастики от фантазии


Приветствуем Вас на нашем сайте! Вы находитесь на странице нашего сайта вы увидите цикл статей по теме «Фольклорный интертекст русской фантастики». Чтобы вам было удобно читать весь предоставленный на сайте материал разделен на разделы как, например, сделано у обычной книжной продукции.

Автор: доктор филологических наук, профессор Евгений Михайлович Неёлов


Читать предыдущие записи К оглавлениюЧитать дальше

1 ГЛАВА

О ЖАНРОВО-ОБУСЛОВЛЕННЫХ ФОРМАХ ФАНТАСТИКИ

I

Фантастика - одно из древнейших свойств искусства слова. Она, как известно, родилась тогда, когда родилась фольклорная, прежде всего волшебная, сказка. Изображение принципиально невозможного в реальности - а именно такое изображение составляет первоначальную сущность фантастического - впервые (как особая поэтическая система) было разработано в жанровой парадигме фольклорно-сказочной семантики, воплощенной в специфическом корпусе сюжетов, восходящих, в конечном счете, к первобытному мифологическому наследию (но уже существенно переосмысляющих его с немифологических позиций).

Из этого исторического корня и вырастает многоцветное дерево литературной фантастики. У него два ствола: можно, с одной стороны, говорить о фантастике, обусловленной замыслом того или иного писателя (и тогда она - факт его творческой биографии, следствие особенностей его таланта и писательской индивидуальности), а с другой - в литературе появляются жанры, в которых фантастика присутствует независимо от желания автора, она предопределена самими требованиями жанра. В первом случае фантастическое носит факультативный характер (писатель волен использовать или не использовать фантастическую сюжетику и образность в своем произведении: он это решает сам в соответствии с замыслом), во втором же - фантастика жанрово обусловлена и в этом качестве она не зависит от воли автора (написать фантастический роман без фантастики нельзя).

Сходство и различие этих двух типов фантастики общелитературной и жанрово-обусловленной - отражается и в соответствующих характеристиках эстетической сущности фантастического. Самое простое и в то же время научно точное


Читать предыдущие записиК оглавлениюЧитать дальше